Урок дочкам. Премьера народного театра «Поиск»

9 апреля 2024 года Дом культуры имени В.П. Ногина распахнул свои двери любителям театра. На большой сцене премьера спектакля «Урок дочкам».
Спектакль представляли актеры народного музыкально-драматического театра «Поиск». Режиссер постановки – Татьяна Викторовна Санникова.
По жанру спектакль «Урок дочкам» - это комедия, водевиль. Он поставлен по пьесе русского писателя – автора всем известных басен и основателя сатирических журналов Ивана Андреевича Крылова.
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года. Русский писатель, наиболее значимый баснописец в истории русской словесности; журналист, издатель сатирико-просветительских журналов, библиограф. Член Академии Российской с 1811 г., академик Петербургской академии наук с 1841 г.
Комедия И.Крылова «Урок дочкам» закончена в 1807 году и посвящена патриотическому воспитанию. Сегодня, как и в первое десятилетие XIX в. защита русского менталитета от чужеземных влияний становится важной этической проблемой.
В «Уроке дочкам» Крылов язвительно высмеивает преклонение высшего света и молодёжи перед всем иностранным.
С точки зрения жанра пьеса «Урок дочкам» сочетает черты комедии положений (неожиданные стечения обстоятельств, провоцирующие смешные ситуации), и черты комедии характеров (убогие нравы и глупость дворян и находчивость их умных слуг).
Семён и Даша— артистичные, находчивые, самостоятельные вольные люди. Они любят и выручают друг друга в сложных ситуациях.
Хитрый слуга разорившегося дворянина Честова, Семён ( Андрей Санников), притворяется французским маркизом, чтобы разжалобить богатых дочек дворянина Велькарова и добыть денег для женитьбы на их горничной Даше (своей давней возлюбленной). Притворяться ему сложно, поскольку французского он не знает, а пока, в основном, кучер, отчего постоянно попадает впросак.
Даша (Виктория Войтова) — единственный не комический персонаж в спектакле. Ей приходится выручать своего Семёнушку, когда барышни-сестрички могут догадаться, что он не маркиз.
Велькаров (Дмитрий Малов) - хозяин усадьбы - комический персонаж, поскольку ему трудно быть суровым отцом, хотя дочки его постоянно огорчают. Устами Велькарова Крылов высказывает собственные представления о добропорядочном воспитании русского человека, о необходимости уважения к старшим , любви и уважения к русскому языку и недопустимости космополитизма, но при этом автор делает это с юмором.
Фекла (Арина Антипова) и Лукерья (Виктория Львова) Велькаровы. Девицы мнят себя француженками, но при этом недостаточно умны и в озорстве своем грубоваты.
Няня Василиса. Добрая няня с чувством собственного достоинства и, в то же время, исполнительная «верная раба» своего хозяина — внимательно следит, чтобы барышни говорили только по-русски.
Сидорка (Илья Прошин) — деревенский конторщик. Правая рука Велькарова, посвящён во все тонкости воспитания господских барышень, домашних и расчётных дел, ведёт конторскую книгу.
Постановка на сцене ДК им. Ногина переносит зрителей в конец ХVIII- начало XIX века и заставляет задуматься о том, актуальны ли сегодня проблемы позапрошлого века и не узнаем ли мы сами себя в героях, одетых в кафтаны, читающих русские басни, и одновременно с этим самозабвенно пытающихся говорить на чужеродном языке? Хорошо это или плохо? Об этом и попытались поразмышлять актеры театра «Поиск».
У русского дворянина Велькарова две дочки – Фекла и Лукерья. В Москве они воспитывались на модный тогда французский манер. Поэтому они обожают модно одеваться, нарядно краситься, красиво причесываться, манерно себя вести, а главное – любят все заморское и предпочитают говорить только по-французски. Чем очень огорчают папеньку.
А еще в доме семьи Велькаровых в клетке живет попугай. И он умеет говорить - но тоже - только по-французски.
Чтобы хоть немного выбить из дочек иностранщину, отец везет их в деревню. А для того, чтобы они поменьше говорили по-французски, приставляет присматривать за девушками пожилую няню Василису. При ней Фекла и Лукерья разговаривать по-иностранному не имеют права. В спектакле театра «Поиск» няня Василиса заменена дядькой Василием в исполнении замечательного актёра Андрея Толкачёва, что придало персонажу и спектаклю в целом дополнительный комизм и искромётность.
Далее по сюжету двух сестер ждет очень наглядный урок. Хитрый и изворотливый слуга, и одновременно – возлюбленный горничной Дарьи – Семён - решил выманить деньги у семьи Велькарова. Используя страсть дочек барина ко всему французскому, он прикинулся французским маркизом Глаголем, у которого произошла вымышленная трагедия и который, якобы, был вынужден идти из Франции в Россию пешком.
Поначалу уверенному в себе, статному и красивому наглецу, переодетому по последней французской моде, удается обмануть Феклу и Лукерью. Очарованные красотой молодого «француза», а самое главное, его «французкостью» и «маркизством», они в каждом его движении, в каждой манере, в каждом суставчике его пальца видят все «иностранное», «чужеземное», «идеальное», совершенно отличное от нашего, русского.
Однако обманывать маркизу Глаголю наивных сестер удается только до той поры, пока его ни заставляют говорить по-французски. И тут выясняется, что русский язык этот иностранный гость знает намного лучше. Вернее – по-французски не может сказать ни слова.
Прижатый таким образом к стенке, лже-маркиз далее падает на колени и просит у всей семьи Велькаровых прощения. Он признается, что давно влюблен в горничную Дарью, а всю историю с французом и деньгами придумал, чтобы жениться на ней.
Как известно, чистосердечное признание смягчает вину, - даже в XIX веке. Поэтому Семен был снисходительно прощен барином. А Фекле и Лукерье отец пообещал не выпускать их из деревни еще несколько лет. Пока они не станут более нежными, добрыми, покладистыми, и пока не выкинут из головы всю эту иностранщину.
В спектакле звучат басни Ивана Андреевича Крылова, искусно вплетённые в действие и сюжет и по актёрски интересно исполненные исполнителями ролей, они придают действию особый смысл и даже некую воздушность, а так же, звучит музыка галантного века, что тоже придаёт постановке особый шарм.
Народному музыкально-драматическому театру «Поиск» в декабре этого (2024) года исполнится 39 лет и всё это время театр радует зрителя новыми, интересными спектаклями. В репертуаре театра все жанры – от эстрады до классики, от серьёзных литературно-музыкальных спектаклей до детских сказок. И всегда это сопровождается восторженными отзывами зрителей.
Вот и в этот раз театр сыграл сразу два премьерных спектакля в один день. На первом были школьники по Пушкинской карте, а на втором – взрослое население. Актёры и режиссёр с честью выдержали два больших спектакля и восторженные отзывы не заставили себя ждать.
Собств. информация. Фото Т. Санниковой