Ковров

Когда скрипка – душа

  •  
  • 17.01.2017  газета "Ковровские вести" 
  • Фамилия Фриман в последние годы активно звучит в музыкальном мире Коврова. Ирина – выпускница Московской консерватории, а сейчас занимается в Вене с австрийским педагогом. Но несмотря на расстояния, не забывает малую родину. А её отец, Владимир Фриман, – меценат ДК им. Ногина...

 

  • Мы продолжаем рассказывать про молодых и интересных ковровчан, упорхнувших из нашего города. Фамилия Фриман в последние годы активно звучит в музыкальном мире Коврова. Ирина – выпускница Московской консерватории, а сейчас занимается в Вене с австрийским педагогом. Но несмотря на расстояния, не забывает малую родину. А её отец, Владимир Фриман, – меценат ДК им. Ногина. В его зале с уникальной акустикой начиналась музыкальная карьера его дочери. Как относится Ирина к меценатству отца? Что её сподвигло поехать за образованием за границу? Когда пришло осознание того, что скрипка и она неразлучны? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы перенеслись в нашей беседе на 20 лет назад... 
Когда скрипка – душаМузыкант – одна из тех профессий, про которые говорят, что это не работа, а образ жизни и мыслей. Как и многих детей, Ирину Фриман привела в детскую музыкальную школу №1 мама. Родители планировали отдать дочь учиться игре на фортепиано. Но случайная встреча в коридоре с молодым педагогом повлияла на выбор. Так в 7 лет Ирина стала заниматься на скрипке. 
Сейчас она с улыбкой вспоминает, что сама тогда совершенно не грезила музыкой. Почему-то музыкальная школа ассоциировалась у неё с ударными и духовыми инструментами, которые пробуждали скорее антипатию. Но уже по прошествии нескольких лет стало приходить осознание, что её отношения с музыкой перерастают в истинные чувства. 
С 4 класса школы Ирина начала заниматься с преподавателем Владимирского музыкального училища Валерием Шевляковым. А уже в 11 лет попала на творческую школу «Новые имена» в Суздале, где впервые увиделась с московскими педагогами и профессорами. 
Новые знакомства подарили шанс оценить совершенно иной профессиональный уровень, к которому хотелось стремиться. Благодаря «Новым именам» Ирина получила приглашение от профессора Московской средней специальной музыкальной школы имени сестёр Гнесиных заниматься у неё совершенно бесплатно целый год. 
Именно Наталья Фихтенгольц заставила её поверить в собственные силы, «расправить крылья». И после 9 класса Ира поступает в десятилетку Гнесинки, а не в музыкальное училище во Владимире. Окончив её, она продолжила обучение в Московской консерватории имени П.И. Чайковского у Аси Гедальевны Кушнер. 
Ирина Фриман признаётся, что по жизни ей очень везёт с учителями: Татьяна Беркуль, Илья Груберт, Анна Кандинская, Борис Кушнир. Последний как раз из Австрии, где девушка проходит годовой курс в институте города Грац. Безусловно, нам захотелось узнать впечатления нашей соотечественницы о другой стране. Кстати, пока Ирина не собирается перебираться на вовсе за границу. Ей нравится атмосфера столицы, где живёт уже более 10 лет... 
«Люди в Австрии в основном приветливые, всегда вежливы, готовы помочь. С одной стороны, это очень располагает, но с другой –всё равно чувствуется некая граница, официальность, эдакая прохлада с улыбкой. Не могу сказать, что уровень жизни в стране гораздо выше, чем у нас: по-разному живут, есть богатые, есть бедные, как и везде. Кухня в основном европейская. Конечно, русскому человеку не хватает «наших» продуктов, таких как творог или гречка. 
Зато в Вене на каждом углу пекарни и по утрам всегда свежая выпечка. В хороших заведениях готовят вкусные шницель и штрудель – национальные австрийские блюда и, конечно, подают вкусный ароматный кофе. Мне нравится в Вене тишина по ночам. Это очень отличает её от Москвы. Конечно, она гораздо меньше, воздух чище, больше зелени, парков, очень много людей, занимающихся спортом. В выходные в районе какого-нибудь крупного парка встречаешь больше бегунов, чем прохожих...».
Кстати, с профессором, с которым Ирина занимается в Вене и институте Грац, они говорят на её родном языке. Борис – выходец из России. И хотя в Австрии обзавестись знакомыми пока не получилось, Ирина вспоминает и совершенствует английский язык. 
Куда отправится после окончания курса, девушка пока не решила. Но в её выборе главную роль играет вовсе не страна или университет, а личность преподавателя. К своим 26 годам она уже посмотрела и нашу страну, и мир. В составе оркестров, камерных ансамблей, с сольными выступлениями Ирина бывала во Владимире, в Гусь-Хрустальном, Покрове, Вязниках, Костроме, Сарове, Ярославле, Черноголовке, Тарусе, Санкт-Петербурге, Вене, Мадриде, Женеве, Вивье, многих городах Германии, Голландии, Швейцарии. 
Нет, вечным студентом быть она не планирует. Но, к сожалению, Ирина констатирует, что для музыканта Ковров, увы, не город-мечта. Именно поэтому покинула малую родину совсем ещё девчонкой, осталась тогда совершенно одна в большом городе.
«Быть успешным музыкантом – это уметь профессионально доносить замысел композитора, пропущенный через свой интеллект и душу, до зрителя.
Но чтобы сделать карьеру, необходимы условия, которых в Коврове нет: специализированные профессиональные учебные заведения, большая сцена, филармония, в штате которой должны быть музыканты, солисты, оркестр, финансирование».
А вот с последним в культуре давно всё очень сложно, в кризис, можно сказать, критично. Настоящая удача, что в нашем небольшом городе есть меценаты, понимающие её роль в жизни общества. Так уж сложилось, что сцена ДК им. Ногина – особенная для Ирины Фриман. На ней она начинала, на неё теперь выходит вместе с московскими друзьями-музыкантами. 
«К тому, что папа помогает ДК, отношусь очень положительно. Но у нас даже разговора об этом не было. Видимо, факт моего соприкосновения с этой сценой побудил его присмотреться к проблемам и начать поиск их решений».
Музыкант на сцене – картина естественная. А в зрительном зале, среди слушателей? Ирина признаётся, что времени на это из-за работы почти не остаётся, и всё же она старается побывать на самых интересных и полезных концертах.
Причём зацепить её может и афиша всемирно известной звезды, и молодых музыкантов. Любимые площадки – Большой зал Московской консерватории, концертный зал П.И. Чайковского, Дом Музыки.
Экстраординарных историй от Ирины мы не услышали. Разве что о скрипке, на которой играет последние 5 лет. Инструмент необычный – знаменитого скрипичного мастера XVII-XVIII веков Маттиаса Клотца. Взяв в руки эту скрипку, Ирина поняла, что с ней уже не расстанется. 

Я. ТОРОПОВА
 
 Фото: Олег Головин
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время